ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

Проблема "унаследованных систем" (Legacy Systems)


Во введении к этой части проблема интеграции неоднородных автономно разработанных информационно-вычислительных ресурсов рассматривалась в двух контекстах. Первый контекст - повторное использование (reusability) существующих и доступных по сети ресурсов. Второй контекст - облегчение разработки корпоративных информационных систем, отдельные компоненты которых создаются разными, территориально распределенными группами, каждая из которых в силу исторических причин использует наиболее привычную для нее технологию. Например, канадская компания BNR для разработки новых программных продуктов использует коллективы программистов из разных стран мира. Некоторые группы предпочитают использовать Си++, другие - объектный Лисп, третьи - Smalltalk и т.д. Но в результате должна появиться единая, реально работающая, программная система.

Но имеется и третий контекст, контекст унаследованных систем (legacy systems). В любой крупной, долгое время существующей корпорации накапливаются информационные подсистемы, разработанные в соответствии с морально устаревшими технологиями. Например, трудно найти корпорацию с возрастом больше 25 лет, в которой не использовались бы информационные подсистемы, созданные на основе ранних аппаратно-программных платформ компании IBM. Базы данных таких подсистем содержат громадные объемы ценной информации, и корпорация просто не может обойтись без их использования. С другой стороны, унаследованные системы очень трудно сопровождать и поддерживать. Очень часто программная часть системы написана на языке ассемблера, а люди, которые писали эти программы, больше не работают в корпорации. Возникают проблемы и с аппаратной частью.

Конечно, для корпорации было бы желательно перевести унаследованные информационные подсистемы на новые технологии, используя, например, какой-либо из подходов, упоминавшихся в нашем курсе. (Заметим, кстати, что применение любого из таких подходов, кроме, быть может, файл-серверных архитектур, практически гарантирует отсутствие проблемы унаследованных систем в будущем.
Все эти подходы базируются на концепции открытых систем, на международных или фактически принятых стандартах.) Но беда в том, что работоспособность унаследованной системы может быть настолько важна для корпорации, что эту систему нельзя вывести из использования даже на короткое время.

Одно из наиболее признанных решений проблемы унаследованных систем основывается также на объектно-ориентированном подходе. Идея состоит в том, что "вокруг" системы создается объектная оболочка. Естественно, что при этом порождается и новый объектный интерфейс системы, но до поры сохраняется и ее старый интерфейс. После этого параллельно все другие подсистемы корпорации постепенно переводятся на использование нового интерфейса реконструируемой подсистемы, а сама эта подсистема переделывается в соответствии с современными технологиями. В конце концов, когда сторонние подсистемы полностью готовы работать в новом интерфейсе, и процесс переделки унаследованной подсистемы завершен, она заменяется на вновь разработанный вариант.

В целом идея сравнительно проста, но, конечно, для каждого частного случая приходится решать массу конкретных задач. Это только подход, а не конкретное решение. Но имеется и одна общая задача - научиться унифицированным образом создавать объектные оболочки. Мы не будем явно говорить об этом ниже, но идеи, методы и средства, описываемые в следующих разделах этой части, помогают решить и эту задачу.


Содержание раздела